Масс-Медиа

Комментарии генерального директора компании «МАКСИЛОГ – Система Комплексной Логистики» Александра Сологубова в специальном издании газеты Le Courrier de Russie

Таможенный союз: как перейти от теории к практике?

Российская логистика – долгий путь к мировым стандартам
Александр Сологубов,
генеральный директор компании ≪МАКСИЛОГ - Система Комплексной Логистики≫.

-Назовите особенности работы в таможенной сфере в России? С какими основными трудностями Вам приходится сталкиваться каждый день, работая в этой области? Какие советы-решения позволяют их избежать?

-Отдельной важной сферой логистики в России является организация таможенного оформления. Государство пытается сделать эту область максимально простой, но законы, нормы и правила в таможенной сфере, а главное – практика их применения, попрежнему носят скорее репрессивный характер и направлены не на облегчение внешнеторгового бизнеса, а на обеспечение неких внутренних показателей работы таможенной службы. Острой проблемой является применение методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию России. На большинство товаров существуют вменённые государством цены, так называемые ≪ценовые риски≫, когда таможенная стоимость товаров определя- ется не по фактической цене сделки, а по ценам на аналогичные товары, когда-либо ввезенные в Россию. Конечно, предоставив на таможню довольно большой перечень документов, цену сделки можно доказать, однако формальный подход таможенных органов в этих вопросах просто потрясает.
Например, участнику ВЭД может быть заявлено: ≪У Вас нечеткая печать на прайс- листе≫, – и на основании такого формального признака стоимость таможенных платежей может увеличиться в разы! Наш совет – доверить организацию таможенного оформления профессиональному таможенному представителю.

-Какой совет Вы дадите компании, желающей осуществлять импорт своих товаров в Россию с последующей продажей их на ее территории? Какие ключевые моменты нужно знать, чтобы успешно проходить процедуры таможенного оформления и транспортировки в России?

-Любой компании, выходящей на российский рынок, следует пройти определённый подготовительный период. Прежде всего, определиться на каких условиях будет ввозиться в Россию продукция – лучше иметь дилеров и отдать им на откуп логистику и дистрибуцию, либо присутствовать в России в форме филиала или дочерней структуры. Во втором случае – необходимо найти адекватных партнеров, которым можно было бы передать на аутсорсинг часть логистических функций, либо всю логистику. Здесь важна глубокая проработка деталей, так как порой кажущиеся мелкими вопросы в России могут стать ключевыми – условия контракта, присвоение кода продукции, необходимость её сертификации и т.д. Все это сильно влияет на конечную экономику


Таможенный союз: как перейти от теории к практике?

Le Courrier de Russie
Бенжамен Уттер

1 января 2012 года Россия, Белоруссия и Казахстан вступили в Таможенный союз. Законодательство, призванное регулировать отношения между странами в новом пространстве свободной торговли, соответствует всем международным нормам. Однако на практике применение новых законов еще далеко от совершенства. Сложившуюся ситуацию анализирует Гайк Сафарян, старший юрист компании CMS Россия, специалист по таможенным вопросам, председатель комитета по таможне, логистике и сертификации Франко-российской торгово-промышленной палаты.

Le Courrier de Russie : Почему Россия, Белоруссия и Казахстан решили образовать Таможенный союз?

Гайк Сафарян: С исчезновением Советского Союза, Россия утратила контроль над странами, которые традиционно входили в ее зону влияния. Чтобы хотя бы частично наверстать упущенное, Россия стала оказывать политическое давление на своих соседей, однако этот метод оказался неэффективным. Местные элиты восприняли действия России как акт агрессии. По их мнению, Москва больше не имела права вмешиваться в их внутренние дела.

Тогда для восстановления влияния в зоне бывшего СССР, Россия решила прибегнуть к экономическому воздействию. Возникла идея создать параллельно с СНГ – политической организацией без экономического базиса – Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). После подписания договора об учреждении сообщества, Россия предприняла попытку сблизить экономики стран членов – Узбекистана, Казахстана, Белоруссии и Киргизстана – и наблюдателей – Армении, Украины и Таджикистана. Россия стремилась упростить таможенный режим на евразийском пространстве, однако многие страны отнеслись к этой инициативе настороженно.

В конце концов, в 2004-2005 гг. Россия создала единое торговое пространство с Белоруссией, а в 2012г. к ним присоединился Казахстан.

LCDR : То есть путь к созданию Таможенного союза был не прост…

Г.С.: Странам было непросто договориться об общих правилах взаимодействия. Как известно, Россия и Казахстан являются крупнейшими нефтяными державами, налоговые отчисления от экспорта нефтепродуктов формируют основу их бюджетов. Белоруссия, как член таможенного союза, хотела покупать российскую нефть по внутрироссийским, а не экспортным ценам. Россия же опасалась, что Белоруссия, закупив нефть по низкой цене, будет перепродавать ее другим странам. В конце концов, вопрос был решен в судебном порядке: Россия получила право устанавливать особые правила для Белоруссии в том случае, если эта страна будет закупать больший объем нефти, чем тот, который ей требуется для внутреннего потребления. Основываясь на статистических данных прошлого года, Россия и Белоруссия рассчитают объем внутреннего потребления нефти Белоруссией, и именно этот объем Россия будет продавать Белоруссии по сниженной цене.

Помимо этого, Россия задавалась вопросом, следует ли ей ликвидировать таможенный контроль на границе с Казахстаном, опасаясь наплыва контрафактной продукции из Китая. В конце концов, контроль на границе России и Казахстана был ликвидирован, а грузы на китайско-казахской границе стали проверяться более тщательно.

LCDR : Каковы механизмы работы Таможенного союза?

Г.С.: Страны-члены Таможенного союза ликвидировали таможенный контроль на границах. Россия, Белоруссия и Казахстан отныне образуют единое торговое пространство. Страны соблюдают общий свод правил в ведении торговли с остальным миром. Россия, Белоруссия и Казахстан имеют единые нормы стандартизации, косвенные налоги, систему соответствия, процедуру растаможивания. На сегодняшний день, все товары, произведенные в Белоруссии, Казахстане или России, могут свободно продаваться на территории всех трех стран.

Что касается внешней торговли, таможенные пошлины товаров, ввозимых на территорию стран-членов Таможенного союза, перечисляются на единый счет, 87,97 % средств которого предназначаются России, 7,33 % - Казахстану и et 4,7 % - Белоруссии.

Таможенные пошлины стран-членов Таможенного союза на сегодняшний день выше, чем в других странах. Так, в США таможенная пошлина составляет 4%, в странах Европы - 5-6%, в России же эта цифра колеблется между 11 и 12%. Однако в связи с вхождением России в ВТО, таможенные пошлины будут понижены до 6% после 2017 года, что должно привести к росту импорта на российском рынке.

LCDR : Как вхождение в Таможенный союз повлияет на экономику стран-членов?

Г.С.: Влияние будет положительным. Так, белорусская экономика сможет увеличить торговый обмен с Казахстаном на 20%. Благодаря Таможенному союзу, мы можем говорить о рождении рынка, по важности сопоставимого с европейским. Добавьте к 143 миллионам населения России 15 миллионов казахстанцев и 10 миллионов белорусов.
LCDR : Поспособствует ли Таможенный союз уменьшению коррупции?


Г.С.: Вопрос коррупции стоит чрезвычайно остро. Дело в том, что в России, таможенные органы обладают властью, которая позволяет им давать субъективную оценку фактов. Российское законодательство позволяет таможенным органам выносить решение о том, соответствует ли реальная стоимость товара заявленной, что, безусловно, открывает двери коррупции.

В то же время, представляется невозможным сокращение полномочий таможенных органов. Таможня должна контролировать грузы, которые пытаются проникнуть на территорию страны, чтобы иметь возможность предотвратить ввоз оружия или взрывчатых веществ, которые могут быть предназначены для террористической деятельности.

LCDR : Кодекс Таможенного союза уже принят. Как происходит его применение на практике?

Г.С.: Именно в применении законодательства заключается основная проблема. Текст кодекса Таможенного союза написан в соответствии с международным законодательством и соответствует положениям конвенции Киото об облегчении таможенных процедур. В теории, кодекс Союза носит очень либеральный характер и должен способствовать развитию предпринимательства. Однако практика расходится с теорией.

Наглядный пример тому: оценка таможенных рисков. В России была введена система управления рисками. Так, если компания три раза нарушает таможенное законодательство, информация о ней заносится в специальную информационную базу. Если компания решится снова импортировать свою продукцию в Россию, при прохождении границы на компьютерах таможенной службы появится предупреждение. Однако часто эта система контроля приводит к абсурдным ситуациям. Так, если компания меняет адрес, но не ставит об этом в известность таможенные органы, при прохождении границы срабатывает система оповещения. В этом случае груз компании будет проверяться с особой тщательностью, даже если таможенная служба прекрасно знает эту фирму и пропускает ее грузы каждый день. В самой неблагоприятной ситуации таможенное оформление может занять несколько месяцев.

LCDR : Чем можно объяснить такую приверженность формализму?

Г.С.: Как правило, сотрудники таможни находятся в абсолютной зависимости от своего начальства: для увольнения сотрудника, достаточно двух предупреждений. Этим и объясняется их служебное рвение. К примеру, если вы ввозите на территорию России товар стоимостью в 100 рублей, в то время как раньше его стоимость составляла 200 или 400 рублей, будьте уверены – таможенные органы заподозрят вас в попытке обхода законодательства. Даже документация, обосновывающая снижение стоимости, может не спасти положения. Сотрудники таможни боятся, что в случае проверки, их упрекнут в том, что они пропустили товар с заниженной стоимостью.

Еще один пример: в новом кодексе существует статус «экономического таможенного оператора», позволяющий крупным компаниям импортировать товары по упрощенной схеме, минуя таможенный контроль. Этот статус присваивается компаниям, которые завоевали доверие российских властей; так фирмы, которые за день переправляют через границу десятки грузовиков, могут не проходить таможню. Однако хотя этот статус прописан в законе от 1 января 2012 года, на практике таможенные органы не спешат с ним считаться. Дело в том, что таможня обязана обосновать перед вышестоящими органами, почему она пропускает грузовик без проверки, и ссылаться на новое законодательство для них еще вновь. В общем и целом, на уровне таможенного законодательства я не вижу особых проблем или вопиющей несправедливости. На сегодняшний день проблема находится на уровне местного законоприменения.

Возврат к списку




  • ЭКСПРЕСС-КОНСАЛТИНГ

    Бесплатная консультация
    по ВЭД, Логистике,
    Перевозкам, Таможне и др.
    Звоните: +7 (495) 781-82-89
  • ЭКСПРЕСС-РАСЧЕТ

    Запрос в любой форме:
    E-mail:... web@maxilog.su
    ICQ:...... 461506117
    Или заполните форму
    экспресс-запроса
Rus Eng Tur


Москва, Казань
+7 (499) 490-46-90
Заказать звонок
web@maxilog.su
+7 925 014 85 40

Отправьте запрос в удобной для Вас форме


Партнерство
Для транспортных компаний
Для других компаний

Стать партнером »



МАКСИЛОГ участник:
ЕвроАзиатская
Логистическая
Ассоциация
Международная
Академия
Транспорта
Русская Интермодальная Логистическая Ассоциация

МАКСИЛОГ в рейтингах:
МАКСИЛОГ
в ТОП 15
Лидеров рынка
логистических
услуг

МАКСИЛОГ качество услуг

Услуги МАКСИЛОГ соответствуют ISO 9001:2008
International Quality
Summit
New York
2012
European
Awards
for Best
Practices







Закажите обратный звонок

Имя: *
Телефон: *
Напишите свой вопрос или  комментарий:*