Масс-Медиа

Интервью генерального директора компании «МАКСИЛОГ» Александра Сологубова в журнале «PROTранспорт»

Перспективы логистического аутсорсинга в России

В последнее время во многих экспедиторских компаниях все чаще обсуждается тема о перспективах передачи логистики на аутсорсинг. Насколько оправдан и эффективен такой шаг в России в период экономического кризиса, рассказал в интервью шеф-редактору партнера нашего журнала – портала LOGIRUS Олегу Тузикову генеральный директор компании «МАКСИЛОГ – Система Комплексной Логистики» Александр Сологубов.

Предпосылки для передачи логистики на аутсорсинг сегодня действительно есть. Очевидно, что логистический аутсорсинг – более эффективная вещь, нежели выстраивание собственных логистических процессов. Есть так называемая сфера ключевых компетенций. И это очень важное понятие, которое начало формироваться еще со времен Генри Форда, когда он дистрибуцию своих автомобилей отдал дилерам. Он сказал: «Я не хочу этим заниматься, торговля – это не моя компетенция, я хочу сосредоточиться на производстве качественных, дешевых автомобилей, а торговлей пусть занимается кто-то другой, тот, кто умеет продавать, мне это не интересно». Содержа ние собственной логистической инф раструктуры – это тоже распыление компетенций.

Генеральный директор компании «МАКСИЛОГ – Система Комплексной Логистики» Александр Сологубов.- Это было очевидно и до кризиса, однако мы знаем, что тем не менее у четырех из пяти российских компаний логистика в инсорсинге.

Да, это так. И большинство этих компаний к настоящему времени успели обзавестись не просто собственными, а совершенно избыточными логистическими мощностями. Ну, есть у вас какой- то только ваш и больше ничей транспортный цех. Если имеется возможность его оптимально загрузить – это хорошо, поздравляю. Но при широкой географии и каких-то сравнительно небольших потоках получается, что у вас будет сидеть отдел, который занимается таможенным оформлением, будут сидеть люди, которые занимаются внутрироссийскими перевозками, отдельно автомобильными, отдельно железнодорожными, затем специалисты по международным перевозкам и так далее. Если вы озаботились собственным складом, собственным автотранспортом, у вас неминуемо возникнут избыточные производственные мощности и людские ресурсы. В «жирные» годы вы на это смотрели сквозь пальцы, а в условиях кризиса все это перестает быть набором более или менее полезных инструментов и оказывается очевидным бременем. Это веская причина задуматься, зачем вам все это надо.

Идем дальше. Чем отличается логистический оператор? Он объединяет многих клиентов, в результате чего обеспечивается бесперебойность транспортных потоков, потому что всегда есть объем. Обеспечивается тот самый принцип just in time, то есть «точно в срок». И второе – равномерная загрузка логистических мощностей. Представьте, что вы работаете на клиента, на какое-то одно предприятие. Вам нужно разместить на своем складе определенное количество кубов, и вдруг вы обнаружили, что места для груза в данный момент на складе нет. Вам нужно искать склад, заключать договор, одним словом – как-то этот груз размещать. Всегда в подобных ситуациях вы и в мобильности, и в затратах будете проигрывать логистическому оператору, потому что у него на все на это есть готовые решения. Или вдруг вы всю жизнь работали с Италией, а тут у вас появился поставщик аналогичной продукции из Китая. Вам ее там надо забирать, консолидировать, выстраивать экспортные цепочки и так далее. Вы быстро это сделать не сможете. Вы отправите своего человека в командировку в Китай, чтобы он там что-то разведал, разнюхал и пощупал. Нет никакой гарантии, что в результате такой разведки ваш груз вообще доедет до места назначения. У развитой логистической компании на это есть уже готовый ответ.

Обратная ситуация: появился у вас новый покупатель, этот покупатель находится, например, в Иркутской области. Вы никогда не выстраивали отношений с железнодорожными перевозками на Иркутск, для вас это дело новое, неосвоенное. Кто будет выгружать, кто будет экспедировать? У вас нет готового ответа на эти вопросы, вы должны будете выехать в Иркутск или каким-то другим образом связаться с местными компаниями, заключить договоры под какого-то одного, может быть, разового клиента. А у логистической компании есть готовые решения на эту тему. Вот в этом плане логистический аутсорсинг дает плюс.

- Но это же было понятно и до кризиса, так почему в таком случае логистический аутсорсинг не развивался? Каковы причины?

Причину номер один можно назвать «верой в завтрашний день». Еще совсем недавно, в условиях роста рынка, который имел место, наши ретейлеры, производители, дистрибуторы и прочие могли себе позволить содержать избыточные логистические мощности, им рентабельность позволяла. Они рассуждали примерно так: пускай мы под одного клиента сделаем чего-то там в Иркутске или чего-то там в Китае, а завтра у нас там будет не один клиент, а десять клиентов, мы завоюем этот иркутский рынок. Или же завтра у нас будет пять поставщиков из того же самого Китая, и мы можем себе позволить там какую-то структуру устраивать. Сейчас, когда налицо обратная ситуация, то есть сокращение объемов и снижение рентабельности, компании не могут себе позволить содержать избыточную логистическую инфраструктуру – они уже не прогнозируют завтрашний «шоколад» и манну небесную, потому что знают, что ничего подобного не будет.

Переходим ко второй причине. Давайте вспомним о том, что в России отсутствуют инструменты долгосрочного инвестирования. Раз так, то куда торговая компания будет вкладывать денежку? Ну, наверное, в сферу своей ключевой компетенции. Вот они сидят и думают: чем мы занимаемся? Мы торгуем. Тогда давайте капитализировать прибыль в нашей же сфере. Давайте построим склад, давайте купим сто грузовиков и построим свой распределительный центр в Новосибирске. То есть эти вложения в недвижимость, вложения в транспортные средства представлялись наиболее эффективными, так как лежали, как казалось, в сфере ключевой компетенции торговых компаний. Кроме того, если мы сравним торговую и логистическую компании с точки зрения доступности для них финансовых инструментов, то увидим, что доступ к финансовым ресурсам для торговой компании всегда был проще. Для нее была открыта в банке кредитная линия на миллионы долларов, у нее имелась история долгосрочных взаимоотношений с кредитными организациями. Ее обороты несопоставимы с любой логистической компанией.

Чем характерен нынешний кризис? А тем, что доступ к финансовым ресурсам сейчас отрезан. Значит, капитализировать прибыль в виде недвижимости, транспорта, какого-то складского оборудования сейчас никто не станет торопиться, потому что «оборотки» у компаний уже не хватает и еще долго будет не хватать. Следовательно, в кризис не стоит ожидать никаких капитальных инвестиций, в планах компаний уже не окажется наращивания собственных логистических мощностей – того, чем они занимались, когда у них был легкий доступ к финансовым ресурсам и желание капитализировать прибыль, заработанную в основной сфере. Еще одна из причин «любви» клиентов к инсорсингу – то, что зачастую компетентность наших логистических компаний, честно говоря, не очень высока. На рынке довольно много непрофессионалов, стоит острейшая проблема с кадрами. Если мы возьмем исследования того же HeadHunter, который их проводит регулярно, то мы увидим, что у претендентов на поиск работы логистическая отрасль по популярности находится в самом конце. Понятно, что большой кадровый голод в отрасли неизбежно сказывается на качестве услуг. К сожалению, эта ситуация во время кризиса в лучшую сторону, наверное, не изменится. Сервис у логистов пока слабоват, и клиенты, будем смотреть правде в глаза, решатся на аутсорсинг уж точно не из-за того, что он мгновенно и многократно улучшится, – особых прорывов здесь ждать не приходится.

Существует еще одна причина, по которой аутсорсинг не очень популярен, – это традиционная закрытость бизнеса. Никто не хочет в свое дело запускать ни логистов, ни кого бы то ни было еще. Безусловно, есть открытые компании, но они в явном меньшинстве. Остальные, в силу сформировавшейся в России бизнес-среды, когда никто никому не доверяет, очень неохотно пускают посторонних в свои бизнес-процессы. Поэтому, например, в 4PL, то есть во внедрение, по крайней мере в ближайшее время, общих с клиентом автоматизированных систем, я не верю. Я не слышал, чтобы кто-то таким образом работал у нас в логистике. Вообразите: вы пришли в стороннюю компанию и работаете в единой информационной среде. То есть вам все раскрыли, все показали и всюду пустили. Это – утопия. Тотальное недоверие – один из ключевых факторов сдерживания аутсорсинга в логистике.

- Разве в кризис уровень доверия увеличивается?

Нет, он еще больше снижается. Пример «Автотрейдинга» – вот он, совсем свежий. Это был крупнейший игрок на рынке сборных грузов. Сейчас грузы клиентов лежат на складах в Красноярске, в Хабаровске, и владельцы складов их не отдают, грузы задержаны в качестве оплаты за аренду. На таких примерах доверия не заработаешь.

Итак, повышения уровня доверия не ожидается. Для улучшения сервиса предпосылок нет...

Да, все верно, однако от избыточной логистической инфраструктуры и связанных с ней расходов, компании будут избавляться все равно – стремление к оптимизации затрат перевесит все прочие резоны.

- Расскажите, а повлиял ли как-то кризис на рост преступности в системе грузоперевозок? Обычно в непростые времена этот показатель растет.

До 2014 года у «Максилога» не было ни одной кражи. В прошлом году их случилось три. Слава богу, мы не возим наиболее «кражеемкие» грузы, такие как, например, мясо, перевозки которого страховые компании даже не страхуют, или электронику – словом, такие грузы, которые можно быстро и сравнительно дорого и безопасно продать. У нас, конечно, не репрезентативная статистика, но я считаю, что криминогенная обстановка сильно ухудшилась. Тут, как мне кажется, должно значительно более эффективно работать государство, но на практике происходит следующее: страховая компания, согласно требованиям Росстрахнадзора, должна в случае кражи возмещать ущерб только при наличии либо постановления о возбуждении уголовного дела, либо постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Правоохранительные же органы ведут себя очень интересно. Ну, представьте себе условную перевозку Москва – Санкт-Петербург. Произошла кража где-нибудь в Тверской области, например. Понятно, что вора, который на ходу срезал тент или на стоянке что-то украл, полиция, скорее всего, уже не найдет – нашим полицейским тяжело раскрывать подобные преступления. Поэтому они изо всех сил стараются «замотать» такие дела с тем, чтобы никакого процессуального решения не было вынесено.

В нашем случае кража была обнаружена в Санкт-Петербурге, при выгрузке, – пропало несколько палет с SIM-картами. Вот тут и начался «цирк»: мы подали заявление в полицию, на что ушло три дня, и даже потребовались услуги адвоката. Наконец, заявление все же было принято, и мы получили полагающийся по такому случаю корешок. Через десять дней мы поинтересовались, где постановление, и услышали в ответ: «А это не к нам вопрос, мы все документы отправили по месту предполагаемой кражи в Тверскую область». Хорошо, в Тверскую так в Тверскую. Едем туда. Местные правоохранители клянутся, что отправили документы в Москву, мол, пусть в столице выносят постановление. А в столице на вопрос, где постановление, нам отвечают: «Как где? В Питере. Кто вам корешок давал, тот пусть и расхлебывает». Мы в прокуратуру, они нам в ответ: «В действиях сотрудников никаких нарушений не усмотрено». И в итоге никакой страховой компенсации мы не получили. То есть государство, с одной стороны, в лице Росстрахнадзора, говорит страховщикам: «Вы обязаны требовать, иначе это будет нарушение!», а с другой стороны, в лице правоохранительных органов, просто существует в каком-то своем мире, с остальными мирами никак не взаимодействующем.

- А сюрвейера вы вызывали?

Никакой сюрвейер не победит МВД России. Ну а подводя итог нашей беседы об аутсорсинге, хочу сказать следующее: на мой взгляд, доля логистического аутсорсинга в России, несмотря на не очень качественный сервис по сравнению, например, с США, несмотря на низкий уровень доверия, все-таки будет расти. Таковы сегодня реалии в нашем непростом бизнесе.



Возврат к списку




  • ЭКСПРЕСС-КОНСАЛТИНГ

    Бесплатная консультация
    по ВЭД, Логистике,
    Перевозкам, Таможне и др.
    Звоните: +7 (495) 781-82-89
  • ЭКСПРЕСС-РАСЧЕТ

    Запрос в любой форме:
    E-mail:... web@maxilog.su
    ICQ:...... 461506117
    Или заполните форму
    экспресс-запроса
Rus Eng Tur


Москва, Казань
+7 (499) 490-46-90
Заказать звонок
web@maxilog.su
+7 925 014 85 40

Отправьте запрос в удобной для Вас форме


Партнерство
Для транспортных компаний
Для других компаний

Стать партнером »



МАКСИЛОГ участник:
ЕвроАзиатская
Логистическая
Ассоциация
Международная
Академия
Транспорта
Русская Интермодальная Логистическая Ассоциация

МАКСИЛОГ в рейтингах:
МАКСИЛОГ
в ТОП 15
Лидеров рынка
логистических
услуг

МАКСИЛОГ качество услуг

Услуги МАКСИЛОГ соответствуют ISO 9001:2008
International Quality
Summit
New York
2012
European
Awards
for Best
Practices







Закажите обратный звонок

Имя: *
Телефон: *
Напишите свой вопрос или  комментарий:*